Разрешена ли тонировка стекол автомобиля?
Как вы относитесь к тонировке автомобиля? На наш взгляд, тонировка авто – это не только красота и престиж, но и комфорт, а главное – безопасность. Помимо очевидного плюса в том, что она позволяет не чувствовать себя сидящим в «аквариуме на колесах», у тонировки есть целый ряд важных достоинств:
- - Во-первых, тонировка защищает водителя от яркого солнечного света и ослепляющего света фар других авто.
- - Во-вторых, при ДТП малой и средней тяжести осколки стекла, на которое нанесена тонирующая пленка, не разлетаются по салону – они остаются висеть на самой пленке.
- - В-третьих, в салон автомобиль проникает меньше света, а, значит, в теплое время года салон нагревается значительно медленнее. Кроме того, меньшее количество света не дает элементам интерьера салона быстро выгорать.
- - И, в-четвертых, тонированные стекла вносят свой вклад в защиту от кражи. Они скрывают от глаз злоумышленника содержимое салона, а также обладают небольшим бронирующим эффектом. Стекла с тонировкой разбить значительно сложнее.
Безусловно, у сильно тонированных стекол есть свои недостатки. Главный из них – это серьезное снижение видимости, особенно в темное время суток. Для водителей с небольшим стажем сильная тонировка может стать реальной угрозой на дороге, однако если тонировать стекла автомобиля в меру – какие-либо проблемы с видимостью тонировка вызывать не будет.
И в связи с этим, нас особенно возмущает ситуациях со штрафами за незаконную тонировку, которая все еще сохраняется на российских дорогах. В первую очередь, это связано с «неподкованностью» водителей – банальным незнанием своих прав, а также нормативных документов МВД РФ.
В данной статье мы постарались наиболее полно ответить на вопрос – «Разрешена ли тонировка автомобиля в России?».
Что говорит закон о тонировке?
Итак, согласно пункту 7.3. «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», вы не можете управлять автомобилем, если «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Но примечание к этому пункту уточняет, что «разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа 5727-88».
Другими словами, тонировку на стекла автомобиля наносить можно, но она должна соответствовать ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия».
На данный момент ГОСТ 5727-88 определяет, что светопропускание лобового стекла должно быть не менее 75%, передних боковых – 70%, а прочих – не нормируется. Кроме того, ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Отметим, что 75% и 70% - это и есть процент тонировки. Он говорит о том, что тонированное стекло пропускает 75% и 70% света, а задерживает 25% и 30% соответственно.
Таким образом, ГОСТ 5727-88 регламентирует тонировку только для лобового и передних боковых стекол. Все остальное (задние боковые и заднее стекло) можно тонировать так, как душе угодно, но при том условии, что авто имеет зеркала заднего вида с обоих бортов. Кроме того, на лобовом стекле допускается светозащитная полоса шириной не более 15 см.
И еще один важный момент заключается в том, что согласно постановлению № 353, дополняющему ГОСТ, сегодня тонировку можно наносить любым способом – напылением или с помощью пленки. Если раньше сотрудники ДПС могли «придраться» к незаводской тонировке, то сейчас такого права у них нет.
Что говорить сотруднику ДПС?
Итак, первое и самое главное, что нужно уяснить, - по части 1 статьи 12.5 КоАП за незаконную тонировку сотрудник ДПС может только объявить предупреждение или оштрафовать. К сожалению, с 23 сентября 2010 года штраф вырос с 100 до 500 рублей, но он все же остался штрафом. Ни снятие госномеров, ни задержание авто, ни лишение прав вам не грозит – любые другие санкции, кроме штрафа и предупреждения, будут незаконными, и вы смело сможете обратиться в прокуратуру.
Итак, основной аргумент сотрудника ДПС, который остановил вас за тонировку авто, - превышение норм тонирования стекол автомобиля. Как правило, он ссылается на пункт 7.3. (см. выше), но забывает о приложении к нему, которое разрешает определенный вид тонировки. Если тонировка передних боковых стекол вашего авто в пределах нормы или даже чуть выше, то вы можете смело говорить о приложении к пункту 7.3, а в подтверждение показать правила дорожного движения, которые должны быть у вас под рукой.
Если сотрудника ДПС не смутила ваша подкованность и он все еще имеет претензии к тонировке вашего автомобиля, то следует напомнить о том, что определять процент затемнение может только сотрудник технадзора ГИБДД и в данном случае инспектор ДПС вторгается не в свою компетенцию. А в доказательство сослаться на Постановление Президиума Верховного суда РФ от 5 декабря 2008 года (БВСР 09−2) и письмо Департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13/п-1962, где в пункте 22 об этом написано черным по белому.
Если даже это не помогло и инспектор ДПС все еще собирается проверить светопропускание ваших стекол «на месте», то нужно уточнить, что согласно Приказу МВД РФ №1240 от 7 декабря 2000 г. контроль состояние вашего автомобиля можно проводить только стационарных постах ГИБДД.
В качестве последнего аргумента вы можете включить диктофон (или телефон) и записать все происходящее. Гарантируем, что в 9 ситуациях из 10 это отпугнет сотрудников ДПС.
Кроме того, известны случаи, когда контрольные приборы ошибочно показывали 25% тонировку при реальных 80%. И в связи с тем, что на их работу влияют погодные условия и заряд аккумулятора, любые показания контрольных приборов можно оспорить в судебном порядке. Но только в том случае, если вы уверены, что ваша тонировка соответствует ГОСТу.